Рецензия: фантастический роман Вся Плоть — Трава.

3
1103
Сама Лиловость смотри на Вас.
Сама Лиловость смотри на Вас.

Рецензия: фантастический роман Вся Плоть — Трава.

Первый раз этот роман попался в мои руки, когда мне было не то 12, не то 13 лет, то есть ближе к середине 90-х, смутное время для всех, но я этого не понимал, я был в лихорадке. Да, лихорадило всю страну, но только у меня была своя, особенная: я заболел научной фантастикой во всех ее проявлениях, и, в особенности, самой доступной на тот момент форме – книжной.

Время было непростое, но мои родители (за что я им благодарен до сих пор и буду благодарен до конца жизни) решили не урезать эту статью семейного бюджета и даже нашли способ подкормить жадное до новых впечатлений воображение подростка. Город, где я родился и вырос, был совсем маленький и в то время полки в книжных магазинах были забиты, прости Господи, дерьмом. Хорошая фантастика попадалась редко и ее тут же, не глядя, разбирали, так что шансы купить что-нибудь стоящее практически равнялись нулю. Не знаю, как и где мама с папой нашли того человека. Вроде бы, он занимался челночным бизнесом, ездил в Москву и что-то привозил оттуда. Что именно мне лично было совсем не интересно, гораздо больший восторг вызывал тот факт, что в больших клетчатых баулах находилось место для книг. Да, представляете, бизнесмен нового времени, когда вдруг стало можно все, вез в свой крохотный городок не что-нибудь, а книги!

Я помню, как первый раз оказался в тесной комнатушке – единственной в квартире – этого «челнока». Родители вместе с семьей бизнесмена пили чай на кухне, а я сидел и с колотящимся сердцем перебирал несметное богатство, разложенное на диване. Название, о, эти названия, они отзывались музыкой небесных сфер в моем сердце: «Легион пространства», «Кометчики» (в скором времени я совершенно определенно влюблюсь в Аладори Антар), «Призыв к оружию» и много чего еще. Настоящие сокровища, еще чуть пахнущие типографской краской и бумагой.

Клиффорд-Саймак-вся плоть-траваСреди прочего богатства попалась и довольно бедно оформленная книжица с названием «Миры Клиффорда Саймака». Я посмотрел на нее и отложил в сторону, не слишком горя желанием узнать про какие-то там миры, к тому же изображение на обложке выглядели невзрачно по сравнению с великолепием оформления того же «Легиона пространства». Помню, я отобрал несколько книг, которые хотел попросить почитать у мужичка, чтобы потом решить – покупать или нет, и точно помню, что Саймак в их ряды не попал. Необходимо отметить, что тогда я ошибся в первый раз – домой я ушел всего лишь с одной из выбранных мною книг и, в довесок, с «Мирами…». Уж не знаю, почему книготорговец всучил мне Саймака – возможно, его тоже не впечатлила обложка – но книгу я принес домой и благополучно забыл о ней на неделю, полностью отдавшись истории семейства Стар.

Но все хорошее подходит к концу и я с сожалением закончил знакомство с вымышленными персонажами Джека Уильямсона, злясь от осознания того, что не смог получить вторую книгу, с рогатым здоровяком на какой-то парящей платформе. От нечего делать я взялся за толстенные «Миры…», совершенно искренне полагая, что это полнейшая ерунда, и я заброшу книгу после первого десятка предложений. Перелистнул пару страниц и понял, что ошибся второй раз. Два романа, помещенные под одной обложкой были необычны, оригинальны и полны интриги. Первая история, с которой я начал знакомиться с творчеством Саймака, как раз и оказалась «Вся плоть – трава».

Небольшая историческая справка: роман впервые был издан в 1965 году, на русском – в 1968., затем, если верить «Фантлабу» и Википедии, переиздавался более 20 раз. Роман популярный, чего уж там, и действительно жаль, что в наше – вновь непростое – время многие просто не прочитают его, потому что даже представить не могут, какие именно миры породила богатая фантазия Клиффорда Саймака.

Научная фантастика – я сейчас говорю о «мягкой», социальной научной фантастике – вытеснена с полок магазинов россыпью чтива, которые, к сожалению, переполнены бравыми космическими десантниками, отвратительными ксеносами и изобилуют описанием средств по взаимному уничтожению тех и других. Романы, подобные «Вся плоть – трава», редкие гости в мире русскоязычной научной фантастики, они словно джентльмены в строгих костюмах-тройках среди оголтелой толпы аляповато одетых, громкоголосых и вместе с тем похожих один на другого людей.

«Вся плоть – трава» повествует о небольшом городке Миллвилл, который в один прекрасный момент вдруг оказался под невидимым куполом, отрезавшим жителей города от всего остального мира. Никто не понимает, что это за купол, откуда и как он возник и что же, собственно, делать дальше? На фоне этого самого прозрачного колпака и происходит развитие сюжета: главный герой роман оказывается втянут во что-то непонятное и даже невнятное, сначала из-за местного забулдыги Шкалика Гранта (как вам имечко, а?), старый друг рассказывает историю вроде бы не к месту, но очень уж ко времени, затем масла в огонь подливает отец девушки, которую герой когда-то любил, а потом и вовсе появляется местный дурачок, которого считали пропавшим добрый десяток лет тому назад. Но не просто появляется, а появляется прямо во дворе главного героя, голый и по-прежнему без всех винтиков в голове… чтобы почти тотчас исчезнуть посреди поля, словно его и не было никогда. Конечно же основной персонаж книги не может не последовать за слабоумным пареньком и конечно же из-за этого он влипает во все возможные неприятности, в которые только может. Не буду раскрывать сюжет, чтобы не лишить Вас удовольствия, если Вы все-таки решитесь прочитать книгу, скажу только, что таких, хм, инопланетян, Вы вряд ли где-то еще встречали. А уж конец и вовсе заставит Вас улыбнуться.

'Illustration from the story All Flesh is Grass, by Clifford D Simak, 1967. Artist: A?lo Sooster

Пожалуй, именно конец подчеркивает всю суть как этого романа Саймака, так и всех остальных. Писатель явно верил в лучшие человеческие качества, верил именно в человечность как таковую… и в его уникальность, что уж там. Да, люди не все одинаковы, есть и такие, кто предпочитает решать все проблемы с позиции силы (и никуда они не денутся, эти ястребы войны), но их решение всегда оказывается хуже альтернативы. У Саймака нет коварных инопланетных рас, стремящихся поработить и уничтожить человечество. Он описывает Контакт, но Контакт в лучшем его проявлении, Саймак неисправимый оптимист и его книги несут заряд того миролюбия и оптимизма, в который он верил всем сердцем. «Вся плоть – трава» описывают осуществление мечты любого здравомыслящего человека, описывают как может решиться проблема войн и получить награду огромную, непредставимую и желанную. Да, описывает в фантастическом ключе, но и человечеству оказывается есть чем заплатить за вступление в клуб, есть кое-что, чего нет у всех других, нечто особенное. После прочтения книг, подобных этой, начинаешь верить, что для человеческой расы не все потеряно, что уж там, все еще только начинается.

Знаете, я думаю, что тот мужчина, челнок, сунул мне «Миры…» осознанно, желая, чтобы я прочитал что-то отличное от бесконечных космических сражений, бластеров и прекрасных принцесс (и я ему благодарен, пусть даже не помню ни имени, ни даже внешности того мужчины). Тогда я этого не осознал, но сейчас я понимаю больше.

Да, сейчас я понимаю больше.

  • Tweet

3 КОММЕНТАРИИ

  1. Благодаря переводу Норы Галь (мне попалось издание еще 1968 года), богатому на слова и обороты, что в современном языке считаются уже устаревшими, мерещится, что дедушка Клиффорд сидит рядом и рассказывает, рассказывает. О романе Вся плоть — трава можно сказать главное — это описание поведенческой модели группы людей в замкнутом пространстве при встрече с неведомым.

    • У Норы Галь был несомненный талант, как переводчика так и литератора. Сейчас, на мой взгляд, очень сложно найти подобного качества переводы (да и сами НФ-книги измельчали в массе своей). А может так кажется, потому что раньше и трава была зеленее, да…

  2. Роман, по которому поставлен данный фильм, известен в России под названиями «Вся плоть – трава», «Все живое…», «Всякая плоть – трава» и «Все живое – трава».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.