Рецензия на фильм Бэтмен против Супермена: На заре справедливости.


Бэтмен против Супермена – это DC-шный Железный Человек 2: неплохой фильм, который на первое место ставит вопрос обустройства кино-вселенной, и только затем уже задумывается о разработке связанной истории и многоуровневых персонажей.

рецензия бэтмен против супермена фильм обзорВ результате катастрофической битвы Супермена и Генерала Зода в фильме Человек из стали города-соседи Метрополис и Готэм были разнесены на кусочки, а мировые лидеры пытаются разобраться в этом новом мире, где инопланетяне угрожают и защищают Землю. Не смотря на его роль в опустошении, некоторые видят в Супермене (Генри Кавилл) могущественного защитника, который вмешивается, как только невинная жизнь оказывается в опасности… Однако другие рассматривают криптонца как инопланетного воителя, который не отчитывается ни перед кем и, в зависимости от обстоятельств, может представлять невероятную угрозу всему человечеству в будущем.

Генри Кавилл в роли Супермена в фильме Бэтмен против Супермена.
Генри Кавилл в роли Супермена в фильме «Бэтмен против Супермена».

Главный среди критиков Супермена – Брюс Уейн (Бен Аффлек), миллиардер и владелец Уейн Энтерпрайзес днем и безжалостный уличный линчеватель ночью. Причем обе его ипостаси рассматривают Человека из стали и как магнит для других инопланетных существ и как невероятную опасность для людей Земли, если вдруг криптонец решит повернуть свою силу против планеты. В то же самое время в своих попытках обуздать плохих парней (больших и маленьких) по всему миру, Супермен приходит к выводу, что Бэтмен своими действиями вне закона наносит больше вреда, чем пользы – и герой намеревается прекратить деятельность мстителя-в-маске, проживающего в Готэм-Сити. Однако, пока Бэтмен и Супермен готовятся к физическому (и идеологическому) бою, появляется новая угроза, разжигающая огонь и заставляющая двух благонамеренных героев направиться на полномасштабную войну.

Фильм режиссера Зака Снайдера Человек из стали был невероятно неоднозначным – после его просмотра на разные лагеря разделились и критики, и фанаты. Для некоторых зрителей картина казалась освежающе новой на фоне монополии Марвел, другие посчитали, что Снайдер создал яркий, но пустой фильм (и он просто, дескать, не тот человек, который смог бы адаптировать Супермена на большом экране). В результате ни для кого, наверное, не стало сюрпризом то, что продолжение Человека из стали под названием Бэтмен против Супермена: На заре справедливости является еще более странным и вызывающим множество пересудов – все-таки Снайдер и Warner Bros. удвоили все, что понравилось фанатам и разозлило недоброжелателей в первом фильме. Бэтмен против Супермена темный, мрачный, персонажи в нем плоские, а попытки создать основу новой кино-вселенной для других фильмов по комиксам DC неуклюжи; и в то же время картина полна моментов (больших и малых), которые восхитят как фанатов комиксов, так и обычных зрителей.

Бен Аффлек в роли Бэтмена в фильме Бэтмен против Супермена.
Бен Аффлек в роли Бэтмена в фильме «Бэтмен против Супермена».

Фильм больше похож на Хранителей, нежели на 300 спартанцев (Зак Снайдера был режиссером этих двух картин), и большая часть времени проходит в формировании этого мира DC, после вторжения криптонцев – особенно в части того, как жители (начиная с обычных людей и политиков, и заканчивая линчевателями/социопатическими тех-магнатами) оценивают присутствие Супермена на Земле. Зрители наверняка идут на Бэтмена против Супермена ожидая, что большая часть экранного времени будет посвящено именно битве, которая следует из названия (ну или хотя бы будут показываться всяческие супергеройские деяния)… и они почти наверняка заскучают сверх-амбициозными потугами Снайдера:

  • Представить сразу трех знаменитых персонажей (Бэтмена, Чудо-женщину и Лекса Лютора);
  • Исследовать идеологические различия – а так же и схожести, куда без них! – между Человеком из стали и Темным рыцарем;
  • Установить сцену для будущих картин кино-вселенной;
  • Развить тематические линии Человека из стали;
  • И умудриться соединить пункты 1-4 вместе для подготовки третьего акта, который должен доставить эмоциональное и визуальное удовлетворение зрителя.

Непростая задача даже на бумаге, верно? Что ж, так оно и есть – Снайдер только отчасти поражает цели, а значит часть зрителей будет разочарована тем, что они получат от Бэтмена против Супермена.

К фильму легко придираться и, если учесть, как прямо привязана картина к Человеку из стали, удивительно смотреть на то, как Снайдер и студия делают опять те же самые ошибки. Ладно, оставим в стороне незначительные сюжетные дыры (аспект, на котором многие рецензенты зачем-то делают такой заметный акцент), самый большой недостаток картины в другом – создание образов персонажей просто из рук вон отвратительно, и при этом Снайдер умудряется создать неотразимую «оправу» для главного дуэта героев. Режиссер тратит столько времени на попытку создать основу гораздо большей кино-вселенной, что центральные герои съеживаются, от них остаются общие контуры, а ведь зрители осознают и действительно понимают причины и основы мировоззрения Бэтмена и Супермена… но у них почти нет возможности погрузиться в персонажей, понять их настолько глубоко как они того заслуживают.

Летучая Мышь Готэма против Сына Криптона, фильм "Бэтмен против Супермена".
Летучая Мышь Готэма против Сына Криптона, фильм «Бэтмен против Супермена».

Нет, это не значит, что Зак Снайдер не понимает своих персонажей, как утверждают некоторые. Это не значит, что Бен Аффлек плохой Бэтмен и Генри Кавилл пора снять костюм и повесить его в шкафу с криптонианской молью. На самом деле, актеры и фундамент этой версии этих персонажей замечательны – но фильм На заре справедливости просто не находит возможности раскрыть их так, как они того заслуживают. Они словно бы находятся каждый в своей версии «эмоционального» болида – виртуального Бэтмобиля и Суп-мобиля можно сказать –  причем, управление отключено и они просто несутся навстречу друг другу как две неуправляемые ракеты. И каждый аспект истории вокруг них еще больше подталкивает героев к бою, и происходит это за счет развития нюансов в поведении персонажей, за счет отбрасывания в сторону сложного идеологического подшучивания друг над другом… а ведь эти две вещи и являются основой интересных историй о противостоянии Бэтмена и Супермена в комиксах. И в Бэтмене против Супермена главные герои не так уж и отличаются, они на самом деле похоже… да что там, они слишком похожи, особенно своей верой в то, что его противник действует вне рамок закона и вообще дозволенного.

По этой причине хардкорные фанаты комиксов могут вдруг обнаружить, что смотреть на двух знаменитых персонажей на одном экране приятно, однако Бэтмен против Супермена не погружается в сложные взаимоотношения двух самых известных супергероев, а философского противостояния между ними по сути как такового и нет. И вместе с тем Снайдер предлагает очень много фан-сервиса и всяческих отсылок, которые должны порадовать тех же самых зрителей. Но это все приходит ценой риска отпугнуть обычных посетителей, которые пришли посмотреть на зрелищное противостояние, а не на неспешное построение фундамента для следующих фильмов.

Джесси Айзенберг в роли Лекса Лютора, фильм "Бэтмен против Супермена".
Джесси Айзенберг в роли Лекса Лютора, фильм «Бэтмен против Супермена».

Внешним двигателем, который толкает картину вперед к финальной битве, очевидно является позиционирования Лекса Лютора (Джесси Айзенберг) по версии Снайдера. Выбор актера на эту роль весьма неоднозначный, но Айзенберг умудряется заложить основы для будущего Лекса, но сам персонаж (да и его фирма ЛексКорп) в основном используется для продвижения сюжета вперед. К счастью, пусть даже эксцентричная личность нового Лекса Лютора и нуждается во времени для полного своего развертывания на экране, но результат того стоит – финальный план злодея в фильме Бэтмен против Супермена шокирует, он откровенно более садистский, чем любой из планов его ранних воплощений на кино-экранах (и это делает Лютора еще более пугающим). И это несомненно радует, пусть даже в этот раз мотивация «плохиша» потерялась в целом вихре возникающих вопросительных знаков.

Точно так же Чудо-женщина (Галь Гадот) буквально концентрирует на себе все внимание, стоит ей появиться в кадре – и как Диана Принц и как полностью вооруженная воительница-амазонка. Лекс толкает героев к их финальном и неизбежному столкновению, а Диана является для зрителей этакой фокусной точкой, помогающей лучше понять гораздо более значительный сюжетный поток большой кино-вселенной вокруг. Забавно (и отчасти печально), но не смотря на свое относительно незначительное экранное время, Чудо-женщина является самым сложным персонажем в картине Бэтмен против Супермена… этакий глоток свежего воздуха в переполненном тестостероном фильме (да и во всем жанре супергероической фантастике). Даже в тех, кто знать ничего не желает о том, что дальше будет после Бэтмена против Супермена, Чудо-женщина с легкостью способна пробудить любопытство касательно своих будущих приключений в кино-вселенной.

Галь Гадот в роли Чудо-женщины, фильм "Бэтмен против Супермена".
Галь Гадот в роли Чудо-женщины, фильм «Бэтмен против Супермена».

Как и предполагалось, Кавилл выглядит цельным в своей роли Человека из стали, но его потенциал так до конца и не раскрывается. Критики обвиняли его в скучности в первой картине, но во второй… ничего не поменялось, и актер наверняка еще получит свою долю критических тумаков. Персонажа могло оживить его альтер-эго, Кларк Кент, однако и он пал под тяжестью тех же разочарований, что и супергероическая сторона его личности, а отличается он от Супермена… да почти никак не отличается (читай: пожалуй, нам показали самую неубедительную маскировку Супермена из всех виденных на экране). Справедливости ради актер продолжает показывать достаточный уровень «человечности в Кал-Эле», что делает убедительным персонажа прежде всего как человека, как личность, пусть даже его умения и вообще наследственность имеет инопланетные корни.

Помимо потасовки с Бэтменом и финальной битвы фильм довольно непринужденно демонстрирует действия Супермена – особенно после тех вырвиглазных стычек криптонец-на-криптонца в Человеке из стали. Вместо этого Снайдер смещает фокус на престарелого Темного рыцаря в исполнении Бена Аффлека, который может стать лучшим и самым впечатляющим Бэтменом из когда-либо появлявшихся в фильмах (пусть даже фанаты, обеспокоенные ломающим-шеи-Суперменом будут, будут так же недовольны изменениями в моральном кодексе нового Бэтмена в версии Снайдера). Аффлек в роли Брюса Уейна большую часть проводи в размышлениях, однако Бэтмен в его исполнении ловок, эффективен и расчетлив, что позволяет создать несколько непревзойденных сцен драк с участием Бэтмена (а использование бэт-гаджетов просто выше всяческих похвал). Соответственно, как вишенка на торте этого нового и прекрасного Бэтмена финальная стычка с Суперменом ставит крест на всех вопросах о том, как же Темный рыцарь может победить Супермена – Снайдер создает достоверный сценарий того, как подкованный в технологиях Бэтмен может противостоять богоподобному инопланетянину на равных. Как и многими другими, этой сценой фильм На заре справедливости создает основу для будущих приключений героя – однако этот камень в фундаменте крепок и прочен.

Расширенная кино-вселенная прибыла в мир "Бэтмена против Супермена"
Расширенная кино-вселенная прибыла в мир «Бэтмена против Супермена»

Бэтмен против Супермена: На заре справедливости идет в 3D и IMAX 3D, причем фанаты, ожидающие грандиозного зрелища не пожалеют от приобретения билетов на посещение зала с дополнительными метрами экрана и высококачественным звуком. Благодаря богатой визуальной составляющей и впечатляющей кинематографии фильмы Снайдера всегда выглядели в 3D просто замечательно, так что Бэтмен против Супермена точно не разочаровывает в этом аспекте. Да, и надо учесть, что некоторые сцены – экшн-сцены особенно – снимались специально для IMAX, так что и качество картинки местами запредельное. И вместе с тем будем справедливы: финальная битва едва не становится бессмысленным нагромождением компьютерной графики, при этом все происходящее еще более «отвязано» от окружающего пространства чем финальное противостояние в Человеке из стали. Третий акт является квинтэссенцией комиксного адреналина, особенно когда герои объединяют усилия для противостояния пугающей (и как правило совершенно безмозглой) физической угрозе, но сцены пролетают так быстро, углы камеры меняются едва моргнешь глазом, так что времени на оценку происходящего почти не остается и все превращается в калейдоскоп компьютерного безумия.

Подводя итог можно сказать, что Бэтмен против Супермена – это DC-шный Железный Человек 2: неплохой фильм, который на первое место ставит вопрос обустройства кино-вселенной, и только затем уже задумывается о разработке связанной истории и многоуровневых персонажей. Есть много того, чем наслаждаешься в ходе просмотра и Снайдер действительно достиг хотя бы одной цели: сконструировал рабочий стол для следующих режиссеров, предоставив им множество инструментов для создания своих собственных историй о супергероях. Как «история сама по себе» Бэтмен против Супермена представляет из себя неравномерную смесь: есть поистине отличные моменты, но они смешаны с такими, которые можно было бы с легкостью переработать и подать иначе. Мрачный подход Warner Bros. к фильмам о супергероев все-таки можно признать совершенно отличным от того, что мы видим в картинах Марвел, но в данном случае попытки понравится и хардкорным фанатам и обычным зрителям привели только к тому, что Бэтмен против Супермена спотыкается на ровном месте, пытаясь рассказать простые истории и вместе с тем почти полностью проваливается в задаче раскрыть сложные взаимоотношения между Сыном Криптона и Летучей Мышью Готэма.

ТРЕЙЛЕР

Фильм Бэтмен против Супермена: На заре справедливости (Batman V Superman: Dawn of Justice идет 153 минуты, идет в 2D, 3D и IMAX 3D кинотеатрах.

ВЕРДИКТ

4,3/5

Потенциал у картины Бэтмен против Супермена огромен, однако полностью раскрыть его режиссер и команда не смогли. В результате получилась интересная история, но исполнение подкачало, пусть даже оно и завернуто в отличную и качественную обертку.

What's Your Reaction?

Cry Cry
0
Cry
Cute Cute
0
Cute
Damn Damn
0
Damn
Dislike Dislike
0
Dislike
Like Like
0
Like
Lol Lol
0
Lol
Love Love
0
Love
Win Win
0
Win
WTF WTF
0
WTF

You may also like

More From: Featured

DON'T MISS

Choose A Format
Personality quiz
Series of questions that intends to reveal something about the personality
Trivia quiz
Series of questions with right and wrong answers that intends to check knowledge
Poll
Voting to make decisions or determine opinions
Story
Formatted Text with Embeds and Visuals
List
The Classic Internet Listicles
Countdown
The Classic Internet Countdowns
Open List
Submit your own item and vote up for the best submission
Ranked List
Upvote or downvote to decide the best list item
Meme
Upload your own images to make custom memes
Video
Youtube, Vimeo or Vine Embeds
Audio
Soundcloud or Mixcloud Embeds
Image
Photo or GIF
Gif
GIF format